Однослойные катамараны ПВХ износ

13.10.2015

Техническая инструкция по ремонту надувных лодок и катамаранов.

Данная статья является обзорной на тему износа и ремонта ПВХ баллонов как однослойных, так и двухслойных.

Сегодня мы поговорим на тему, которая пугает очень многих, но по сути своей тема эта совсем не сложная, если к ней подойти со знанием дела. Мы ответим на вопросы, можно ли качественно починить современные ПВХ баллоны надувных катамаранов в полевых условиях реального похода, и насколько сложно это сделать. Наши ответы:

«Можно качественно починить однослойные ПВХ баллоны высокого давления. И даже надежнее и проще, чем ремонтировать старые баллоны двухслойных конструкций из тканей на резиновой основе». 

Преимущества однослойных катамаранов при ремонте:

  • Нет необходимости вынимать камеру из оболочки, так как в современных ПВХ баллонах для надувного катамарана просто нет такой камеры.
  • Соответственно, нет необходимости чинить два элемента (саму камеру и оболочку).
  • Нет необходимости сдувать весь баллон для надувного катамарана. Неповрежденные секции могут оставаться накачанными.
  • Время непосредственной установки заплатки практически не отличается при ремонте баллонов из резиновых тканей и баллонов из ПВХ для надувного катамарана.
  • Современные полиуретановые клеи обеспечивают очень высокое качество, надежность и долговечность клеевого соединения ПВХ тканей. Намного выше клеев по резине.

При этом наша практика применения современных надувных катамаранов на ПВХ баллонах параллельно с катамаранами старых конструкций показывает, что при эксплуатации разных типов катамаранов в равных условиях количество и степень повреждений у них не отличаются.

Износ надувных катамаранов из ПВХ

Так на «Иове-2014» в первой половине похода пришлось зашивать и клеить двухслойный баллон надувного катамарана классической конструкции - как внутреннюю камеру, так и оболочку. Произошло это после того, как катамараны ночь простояли при сильном волнении наполовину вытащенными на скалистый берег. Катамараны волной терло и било о камни на берегу. В результате такого нашего разгильдяйства к утру один баллон старой двухслойной конструкции был протерт насквозь, полностью сдулся и потребовал серьезного ремонта как камеры, так и оболочки.

Досталось и ПВХ монобаллонам на надувных катамаранах «Мастеркат К-47», «Мастеркат Т-55» и «Мастеркат К-50 Данди». (Старичок «Данди» успешно путешествует с нами и без нас аж с 2008 года!)  На ПВХ баллонах были затертости до тканевой основы, но внутренний ПВХ слой продолжал держать давление. И о необходимости ремонта монобаллонов даже мыслей не возникало.  Собственно, эти протертости мы обнаружили даже не в этот день, а гораздо позже, совсем в других обстоятельствах -  на «Мастеркат К-47» на волоке (смотри Видео-2), на «Мастеркат Т-55» и вовсе по окончании маршрута при разборке надувных катамаранов.

Серьезно ПВХ баллон надувного катамарана К-47 был поврежден несколькими днями позже. В середине путешествия мы частью группы делали радиалку через два озера на одну из местных сопок. Между озерами делался волок, а для движения по озерам использовали надувной моторный катамаран «Мастеркат К-47», как самый легкий из имеющихся, при этом способный везти на себе трех человек, собаку и груду снаряжения на несколько дней. 


Волок оказался гораздо тяжелее, чем мы рассчитывали, дорога между озер не только заросла мельчатником, но ее местами просто не было. Переносить снаряжение приходилось челноком. От усталости на волоке мы со снаряжением особо не церемонились. И при возвращении с радиалки на обратном волоке где-то в буреломах один баллон порезали. Потребовался ремонт.

Надо сказать, что ПВХ моно баллоны для надувных катамаранов мы в своих походах используем уже больше восьми лет, на реках, озерах, на море. На сплавах, под мотором, под парусом. И здесь, на волоке у нас произошел первый и пока последний в наших походах случай сквозного разреза лодочной ПВХ ткани, когда требовался ремонт, чтобы двигаться по маршруту дальше. До этого бывали потертости, царапины на баллонах, но не нарушающие герметичность, и ремонт баллонов за редким исключением делался лишь по возвращении домой, если вообще делался. 

По возвращении с «Иовы-2014» походные заплатки были сняты в условиях мастерской и заменены на более приличные и аккуратные с использованием двухкомпонентного клея. При этом «двойную заплатку» на разрезанном баллоне  можно было и не менять. Она прекрасно продолжала работать (держать давление) и на походном «Кристалле». Снять ее с баллона можно было только с нагревом. Вторая, защитная заплатка на «Контактоле» подкисла. В качестве защиты потертости она еще могла бы работать, но в качестве газодержащей нет.

После всех летних испытаний на Иове надувной катамаран «Мастеркат К-47» продолжает оставаться на полном ходу и осенью уже сходил на «Онегу-2014»…


Комментарии к Однослойные катамараны ПВХ износ