Рама на катамаранах Мастеркат

31.10.2019

В этой статье мы расскажем о конструкции рамы для катамаранов Мастеркат с жесткой палубой. Конструкция рамы у разных моделей похожа, отличается длиной, количеством балок, площадок и продольным усилением.

Сдвоенная балка рамы

Основным конструктивным элементом рамы является сдвоенная балка с заклепанными площадками из ламинированной фанеры. Количество площадок равно количеству баллонов – 2 для катамарана, 3 для тримарана, 4 для катамарана со сдвоенными баллонами. Длина балок равняется ширине палубы катамараны – 200, 260 или 300 см. Ширина балки всегда одинаковая – 25 см. Размеры площадок для баллонов диаметром 50 см и 60 см различаются.  

Носовая балка рамы представляет собой прямоугольный алюминиевый профиль  со сквозными отверстиями 20 мм. 


Мы используем сплав АД31Т1 (не путать с АД31Т5) для рамы. Он обеспечивает необходимую прочность, доступен в продаже, а главное не коррозирует в соленой воде. Мы не используем более прочный сплав Д16Т именно по причине коррозии в морской воде, а защита анодированием поднимает стоимость. К тому же количество поперечных труб на наших катамаранах определяется размерами палубы, если сделать меньше балок, то фанерный настил начнет прогибаться. 

К баллонам балка рамы крепится ремнями из стропы с пластиковыми пряжками. Этого крепления более чем достаточно, правильное продевание ремней обеспечивает высокую степень трения и нагрузки на пряжку почти нет. К тому же в катамаране практически не возникает нагрузок, которые отрывают баллон от рамы, только качка при боковой волне.

На баллонах же установлены крепления типа шайбы с трубкой, которые совместно с площадками обеспечивают значительную площадь давления на баллон. Шайбы имеют прочность на отрыв аналогичную ручкам и тестируются на сертификационных испытаниях под нагрузкой 200 кг на отрыв.

Начиная с 2020 года, мы добавили на все модели наших катамаранов дополнительную носовую балку для увеличения палубы на одну секцию. Крепление отличается – труба кладется между двух шайб и фиксируется трубкой. Чтобы трубка не выпала от вибраций, она закольцовывается ремнем. Чтобы трубка легко проделась в отверстия в балке нужно спустить баллон до мягкого состояния.

Продольное усиление

Продольное усиление на катамаран нужно для повышения связности судна, чтобы распределить давление между балками рамы и добавить продольной жесткости. На тримаранах версии лайт продольное усиление отсутствует, т.к. центральный баллон усиливает жесткость.  На катамаранах версии Лайт продольное усиление объединено с транцем. В моделях ТРТС с усиленным стальным транцем продольное усиление обязательно, оно не связано с транцем, как на моделях Лайт. На сертифицированных судах моделей ТРТС всегда должно быть продольное усиление из расчёта использования мощных тяжелых моторов.

Продольное усиление собирается из профиля и фиксируется ремнями к поперечным балкам рамы. На море и больших озерах мы рекомендуем крепить усиление на каждом пересечении. На малых и спокойных водоемах можно крепить "через один", т.к. основная задача сделать палубу жестче за счет распределения нагрузки между балками рамы.

Несмотря на то что продольное усиление добавляет жесткость, все равно при максимальных загрузках судно будет относительно мягким и огибать волну. Мы не стремимся сделать разборное судно длиной 6 метров, которое будет иметь абсолютную жесткость при загрузке 1500-2000кг. Для большей жесткости нужно использовать фермы и объемную раму, что значительно увеличивает стоимость, сложность конструкции и время сборки.



Комментарии к Рама на катамаранах Мастеркат