Рама на катамаранах Мастеркат

31.10.2019

В этой статье мы расскажем о конструкции рамы для катамаранов Мастеркат с жесткой палубой. Конструкция рамы у разных моделей похожа, отличается длиной, количеством балок, площадок и продольным усилением.

Сдвоенная балка рамы

Основным конструктивным элементом рамы является сдвоенная балка с приваренными проходными трубками. Трубки приварены парами. Количество пар трубок соответствует количеству баллонов на плоту. Длина балок в сборе равняется ширине палубы катамараны – 200, 260 или 300 см. Ширина балки всегда одинаковая – 25 см. Положение трубок для баллонов D60 и D50 одинаковою, различается положение крепежей на баллоне. 


К баллонам балка рамы крепится при помощи втулок, которые вставляются в балки рамы. На краях втулки находятся пластиковые фиксаторы, которые удерживают втулку. В случае поломки или потери фиксатора его можно заменить болтом, веревкой или даже деревянным прутиком.

На баллонах же установлены крепления полиуретановые шайбы (выглядят как большие леерные шайбы с отверстием 200мм). Шайбы обеспечивают достаточную площадь давления на баллон, чтобы он проминался. Шайбы успешно протестированы на сертификационных испытаниях под нагрузкой 200 кг на отрыв.

Носовая балка

Носовая балка рамы представляет собой прямоугольный алюминиевый профиль  со сквозными отверстиями 20 мм. Носовая балка также фиксируется втулкой диаметром 20 мм. Чтобы она легко проделась баллон должен быть мягким.

На баллонах же установлены крепления полиуретановые шайбы (выглядят как большие леерные шайбы с отверстием 200мм). Шайбы обеспечивают достаточную площадь давления на баллон, чтобы он проминался. Шайбы успешно протестированы на сертификационных испытаниях под нагрузкой 200 кг на отрыв.

Материал балок

Мы используем сплав АД31Т1 для рамы. Он обеспечивает необходимую прочность, доступен в продаже, а главное не коррозирует в соленой воде. Мы не используем более прочный сплав Д16Т именно по причине коррозии в морской воде, а защита анодированием поднимает стоимость. К тому же количество поперечных труб на наших катамаранах определяется размерами палубы, если сделать меньше балок, то фанерный настил начнет прогибаться. 

Основная поперечная труба рамы – 45х2 мм. Трубка под втулку из трубы 25х2 мм. Втулки для соединения половин рам из трубы 50х2 мм.

Продольные трубы

Продольные трубы на катамаране нужны для повышения связности судна, чтобы распределить давление между балками рамы и добавить продольной жесткости. На тримаранах ЛАЙТ с шириной 2 метра (Т47, Т53 с мотором до 10 л.с.) продольное усиление не обязательно. На катамаранах и тримаранах под мощный мотор продольные трубы обязательны. 

Продольные трубы собираются из профиля и фиксируется ремнями к поперечным балкам рамы. На море и больших озерах мы рекомендуем крепить трубы на каждом пересечении. На малых и спокойных водоемах можно крепить "через один", т.к. основная задача сделать палубу жестче за счет распределения нагрузки между балками рамы. К носовой и кормовой балке продольные трубы крепятся на скобах, аналогично транцу.

Несмотря на то что продольные трубы добавляют жесткость, все равно при максимальных загрузках судно будет относительно мягким и огибать волну. Мы не стремимся сделать разборное судно длиной 6 метров, которое будет иметь абсолютную жесткость при загрузке 1500-2000кг. Для большей жесткости нужно использовать фермы и объемную раму, что значительно увеличивает стоимость, сложность конструкции и время сборки.



Комментарии к Рама на катамаранах Мастеркат