Виды транцев на катамаранах Мастеркат

01.11.2019

В этой статье мы опишем разные виды транцев, которые мы применяем для катамаранов и тримаранов Мастеркат, а также их различия и особенности.  В 2020 году мы провели серию испытаний для определения оптимальной конструкции транца. Отличие катамарана от лодки заключается в отсутствии днища, за которым находится мотор. Мы пришли к результатам, что необходимо делать закрытый фанерный короб на катамаране. На тримаране мотор закрывает центральный баллон.

В 2021 году мы поставили перед собой задачу по унификации и повышения разборности транца. В результате разработки и экспериментов мы пришли к универсальному наклонному транцу для моторов до 30 л.с. На статичных испытаниях транец выдержал нагрузку по направлению вперед равную 300кг на рычаге 50 см (как раз длина ноги мотора). Затем проводились испытания на воде с мотором Yamaha 30 2T 53 кг.

Принцип работы Регулируемого транца для катамарана


Как видно из видео выше, транец состоит из 2 частей: верхнего кронштейна транца и нижней балки, которая откланяется и опирается на болт с капролоновой проставкой. Данная регулировка не предполагает изменение положения транца на ходу, для этого существует гидроподъем. Однако вы можете заранее на берегу выставить наиболее оптимальную высоту транца исходя из веса мотора и загрузки судна.

Регулировка

Исходя из нашего опыта транец почти всегда нужно опускать вниз. Регулировка транца осуществляется путем наклона. Регулировка позволяет опустить транец вниз на 120мм. Если этого не хватает (на малых моторах с баллонами D60 см), можно переставить доску в нижнее положение и опустить еще на 25 мм. Такая регулировка позволяет использовать транец вне зависимости от диаметра баллонов. 

Помимо вертикальной регулировки транец имеет возможность регулировки вперед-назад. Заднее положение рассчитано для тримаранов, где транец должен быть сзади центрального баллона и для мощных моторов, которые не поднимаются в переднем положении и упираются в палубу.

Регулируемая отбойная доска на катамаранах

Отбойная доска на новом транце также имеет регулировку. Её положение должно быть в диапазоне 29-32см от верхнего края транцевой доски. 

Отбойная доска на тримаранах

На испытаниях в сезоне 2021 мы разбирались с брызгами на транцах тримарана и пришли к необходимости сделать маленькую отбойную доску между транцевой доской и центральным баллоном. Она прикрывает транцевую доску и брызги остаются внизу. 

Материал

Ранее кронштейны транца мы изготавливали из стального профиля, теперь используется алюминиевый, который позволил сделать кронштейны легче и прочнее. Несмотря на порошковую покраску кронштейны со временем покрывались ржавчиной в местах повреждения  краски. Алюминиевые кронштейны не подвержены коррозии. 


Разборность

Новый транец упаковывается в сумку 105х25х15см. Это позволяет упаковать катамаран шириной 2 метра с разборной рамой в упаковки с максимальной длиной примерно 105см. Мы постарались сделать фанерные элементы минимально возможного размера, чтобы не увеличивать вес.




Комментарии к Виды транцев на катамаранах Мастеркат