Отдых в Карелии. Сплав по Керети

14.10.2015

Описание Керети

Сплав по одной из крупнейших карельских рек – Кереть – это путешествие по красивейшим местам самой северной части Карелии практически на границе Полярного круга. Река берет свое начало в одноименном озере Кереть и течет до самого Белого моря. Полное изменение всей флоры и фауны при выходе в Белое море производит неизгладимое впечатление. Пороги на Керети отличаются от обычных карельских порогов – вы попадаете практически в горную реку. На реке нет высоких сливов, водопадов, пороги шиверистого типа с быстрым течением и множеством камней. При сплаве по реке Кереть обязательно стоит остановиться на дневку на берегу Белого моря, насладиться морской рыбалкой, морской капустой, морскими звездами и медузами.

Кереть очень популярна среди водных туристов, чистая вода, красивейшая природа, выход в Белое море – всё это не может остаться незамеченным. Из-за того, что истоком реки Кереть является большое озеро, вода даже в сухое лето падает медленно, поэтому даже в конце лета воды достаточно для сплава. Пороги реки Кереть: Керчуг, Щелевой, Мураш, Варацкий, Кривой, Морской и т.д.

Эпиграф вместо предисловия

История реальная.

Много-много лет назад еще в СССР на одном из слетов самодельного туристического снаряжения где-то в районе Лосевских порогов корреспондент телевидения брал интервью у одного из участников слета.

Корреспондент: «Здесь я вижу так много отличных изделий из самых современных материалов. Палатки и рюкзаки из капрона, надувные катамараны из «тезы» и БЦК, посуда из титана… В магазинах такого не найдешь. А где вы берете материалы для вашего изделия?»

Участник слета: « Где я беру?.. Да где и все.»

Корреспондент: «А где все берут?»

Участник, пожимая плечами: «Да, кто где…»

С тех пор утекло много лет. На катамаранах и байдарках были пройдены реки от самых простых «единичек» до серьезных «пятерок». Урух, Абакан, Охта, Умба, Риони, Белая, Казыр, Чаткал, Уба… И все они ходились на судах (надувных сплавных катамаранах и байдарках) собственной разработки. Сначала плоты из автокамер, затем брезентовые катамараны с волейбольными мячиками, авиационный трап с детской клеенкой внутри. Наконец мечта всех водников тех лет - камазовская теза с гондолами из БЦНЛ… 

Наигравшись водой в начале нулевых переключился на горный и велосипедный «экспедиционный» туризм. Но к середине нулевых прошлое вновь позвало. Захотелось вернуться на воду, но уже с уклоном не в спорт, а больше в путешествие. 

Встал вопрос с судном. Однозначно разборный надувной катамаран. Можно было собрать надувной катамаран по старым схемам – формообразующая оболочка + герметичная гондола внутри. Но мучил вопрос: «Почему все спасательные службы и военные во всем мире используют моно баллонные конструкции? Они же не в стерильных условиях эксплуатируют свои надувные суда. И никто не считает, что надежность моно баллонов ниже составных. 

Может, просто это наш туристическо-советский миф. От отсутствия современных материалов и незнания современных технологий. И из-за этого мифа мы отказываемся от таких преимуществ моно баллонов как малый вес, долговечность и неприхотливость хранения, упрощение и укорочение времени сборки-разборки.?» …. Нечего мучиться, надо пробовать….

К 2007 году был изготовлен первый «прототип». Надувной катамаран - двухсекционные моно баллоны формы «закаяченное веретено» на старой раме от классического катамарана. Страшненький на вид, но по новым технологиям и из современных материалов. Французская ПВХ ткань, итальянские клапна «BRAVO», сборка баллонов для катамарана с применением итальянского высокотемпературного двухкомпонентнного клея.

Испытания решили проводить в Карелии на реке Кереть – реке известной, красивой. С многочисленными шкуродерами из острого кварцевого камня, и вполне приличными порогами для надувного катамарана двойки.

 


Надежность моно баллонов для катамарана оказалась на высоте. Никаких проблем, «продиров» и «протиров» ни от хождения по перекатам-шкуродерам, ни от таскания по береговым камням ни разу не возникло. Ничего не травило. Фактически надувной катамаран не требовал какого-то контроля и ухода за ним ни во время похода, ни в период последующего хранения. 

Он до сих пор живой, может в любой момент быть накачан и выйти на воду. Никаких дополнительных защит на днище не ставилось. Идея перехода на герметичные баллоны высокого давления для катамарана без внутренних гондол показала свою состоятельность. Более того, появилась возможность увеличить давление в баллонах без страха за надежность швов, так как в швах нитки не используются, ткань не дырявится, а саму склейку двухкомпонентным ПУ клеем иначе называют холодной сваркой. 

Такая возможность породила новые идеи по созданию будущих надувных катамаранов и тримаранов. Которые и были воплощены в жизнь к сезону-2008. 


Продолжение следует.

Николай Солин, технический директор «Мастеркат», т. +7 (925) 416-5824

Комментарии к Отдых в Карелии. Сплав по Керети