Усиление и бронирование баллонов катамарана

23.10.2019

В этой статье мы расскажем про дополнительное усиление и бронирование баллонов (ткань ПВХ, пленка, донный брус, полиуретановая пленка, пластик). Рассмотрим какие материалы обеспечивают защиту, а какие являются лишь имитацией, особенности и недостатки материалов. А также расскажем о механике возникновения повреждений на баллоне.

Перед прочтением статьи про усиление мы рекомендуем прочитать часть статьи про ткань по ссылке: Технологии производства лодок и баллонов из ПВХ ткани

Как повреждается баллон

Для начала рассмотрим отличие катамарана от надувной лодки или байдарки. Катамаран считается самым безопасным судном для прохождения порогов, повреждения на баллонах возникают гораздо реже, чем при сплаве на байдарке или прохождении порогов на моторной лодке. 

Главное отличие заключается в том, что баллоны равномерно мягкие и круглые, без жестких частей. При столкновении с препятствием они соскальзывают с него, а за счёт мягкости на ткань не возникает такого давления чтобы сильно повредить её.

В каркасных байдарках есть жесткий каркас, на котором и происходит протирание ткани. В надувной лодке есть жесткий транец с тяжелым мотором, стрингера, относительно жесткий надувной киль и слабо натянутое дно, которое может также зацепиться за препятствие. Именно эти чаще всего протираются, ремонтируются и защищаются.

Рассмотрим, типы препятствий, которые могут быть в воде и на берегу. Есть несколько типов препятствий о которые происходят повреждения. 

  • Камни в воде и части деревьев – обычно это относительно гладкие препятствия, даже если кажется, что камень острый. В воде камень скользкий и обычно имеет поросль из скользких водорослей. О такие препятствия достаточно сложно повредить баллоны, т.к. они соскальзывают.
  • Камни на суше – основная причина повреждения баллонов. Тяжелый катамаран волочат по камням на берегу. При этом судно всем весом давит и трется об острые сухие камни.  Большинство наших клиентов, которые повредили баллоны сделали это именно на суше. Для избегания повреждений мы рекомендуем выкатывать катамаран на катках.
  • Кораллы, стекло, крючки и т. д. – действительно острые предметы, которые могут порезать ткань. Они встречаются редко, только кораллы в теплых морях представляют угрозу.

Также баллоны могут повредиться от трения о камни, если наполовину вытащенный катамаран оставить качаться на волнах. Аналогичный эффект возникает на море из-за приливов и отливов – если катамаран оставить на суше в момент отлива (в нижней точке), то по мере прилива он будет сильно протираться о камни.

Не стоит забывать о загрузке и скорости катамарана. Чем выше загрузка и скорость, тем сильнее воздействие от препятствий на баллоны.

Чтобы не тереть баллоны о камни при вытаскивании на берег, мы рекомендуем использовать надувные катки. Катки позволяют вытащить даже самый тяжелый катамаран без особых усилий.

На фото выкатывание надувного катамарана К64-60-300 вес с мотором 250 кг

Материалы для бронирования

В этой части статьи мы рассмотрим возможные материалы для бронирования баллонов. Отметим, что все баллоны диаметром от 40 см уже имеют в базовой комплектации одну полосу усиления из донного бруса по нижнему сборочному шву.

Дополнительная ткань ПВХ и ПВХ пленка

Мы часто получаем запросы от клиентов об усилении дополнительным слоем ткани. Каждый раз нам приходится разубеждать их, что ткань не является защитой. Ткань не устойчива к порезу или протиранию. Если возникает трение, то протрутся оба слоя ткани также, как и один. Необходимо либо избежать трения, либо использовать действительно устойчивые к истиранию материалы. Поэтому мы не клеим дополнительные слои ткани, т.к. это бессмысленно.

Также мы не клеим ПВХ пленку в качестве защиты. ПВХ пленка — это прозрачная пленка из ПВХ для изготовления окон в палатках. К усилению она не имеет никакого отношения, наоборот она мягкая и еще больше цепляется за препятствия.

Донный брус

Донный и привальный брус — это классическое усиление для лодок ПВХ. Брус сделан из толстого пвх или полиуретана имеет толщину – 3-5 мм. Этот материал создан специально для защиты от трения, однако имеет большой вес и увеличивает размер баллонов в скрученном состоянии. Брус бывает разной ширины, но мы клеим только 60 мм или 90 мм. Более широкие полосы сложнее клеить, лучше сделать несколько полос.

Полиуретановая пленка

Сравнительно новый материал для защиты надувных изделий из ПВХ. Полиуретан дороже донного бруса, однако значительно легче, не влияет на скручиваемость в некоторых случаях более прочный. Полиуретан имеет смысл использовать для покрытия больших площадей, либо наоборот для усиления небольших элементов вокруг креплений.


Технология усиления

Баллоны катамаранов имеют базовое усиление – одна полоса донного бруса 60 мм по нижнему шву. Этого усиления хватает в большинстве случаев.

Дополнительный донный брус наклеивается побокам от основного и позволяет получить ширину полосы усиления 180 мм, 240 мм или 270 мм (если основное усиление тоже наклеить 90 мм).

Привальный брус на лодках обычно имеет крючок для тента. Мы можем наклеить обычный донный брус без крючка сбоку баллона. Привальный брус обычно защищает при трении о причал, однако мы в любом случае рекомендуем использовать кранцы, либо жестко крепить катамаран к причалу за палубу.

Полиуретановая защита имеет большую площадь. Пленкой можно закрыть часть баллона между нижним донным брусом и привальным, а также усилить места крепления рамы в случаях самостоятельного конструирования судов.

Комментарии к Усиление и бронирование баллонов катамарана